Сегодня существует множество направлений архитектурного дизайна, каждое из которых отвечает за определенную область, но служит одной главной цели – совместить функциональность архитектурных композиций, сооружений и форм с эстетической привлекательностью. Одним из наиболее молодых, оригинальных и перспективных на сегодняшний день является световой дизайн.
Световые элементы при оформлении архитектурных объектов используются довольно давно, однако массовость и популярность этот метод в нашей стране приобрел лишь в последние годы. Всё чаще можно увидеть применение особой подсветки как для освещения всего здания и сооружения, так и отдельных их фрагментов, а также окружающих элементов ландшафтного дизайна. Естественно, используется она лишь в темное время суток вместе с будничным уличным освещением.
Во многом повышение популярности архитектурного светового дизайна связано с появлением современных функциональных осветительных приборов и источников света, способных работать практически в любых погодных условиях и при этом потреблять малое количество энергии. Особенно популярны услуги организаций, работающих в сфере светового дизайна – разрабатывающих дизайн-проекты, занимающихся подбором, поставкой и монтажом светового оборудования в крупных городах, где более высоки требования к эстетике сооружений и освещенностью улиц.
Грамотно выстроенная схема освещения архитектурных объектов и окружающего пространства не только позволяет акцентировать внимание на определенных деталях, скрыв недостатки, но и «освежить» объект, сделать до сих пор непримечательное здание одной из достопримечательностей города. Декоративная подсветка отдельных зданий, сооружений, малых архитектурных форм и целых комплексов хорошо дополняет будничное освещение, исполняя ту же роль, что и световые рекламные элементы.
Игра светом – достаточно сложный процесс, для управления которым требуются определенные знания, опыт и творческие способности. Специалисты в области светового дизайна при разработке проекта анализируют множество факторов, начиная от архитектурных особенностей объекта, характера поверхностей, которые предстоит осветить и до окружающего пространства, уже имеющихся источников света. Путем грамотного расположения прожекторов, ламп, световых форм и других элементов, подбора мощности, температуры светового потока, использования отражающих и светопрозрачных фрагментов и светофильтров можно добиться поразительных результатов.
Световой архитектурный дизайн не ограничивается лишь освещением архитектурных ансамблей или крупных объектов. Данное направление затрагивает также смежные сферы ландшафтного дизайна и дизайна интерьера. В первом случае речь идет в первую очередь о подсветке клумб, газонов, деревьев, парковых зон и скверов в ночное время. Грамотное использование специальных световых элементов в дизайне интерьера также может радикально изменить помещение, при этом предусматривается возможность его функционального, а не только декоративного применения, поэтому необходимо учитывать назначение объекта и потребности его обитателей.