С каждым днем в Воронеже, Липецке, Белгороде, Курске, Тамбове и других крупных городах Черноземья увеличивается количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а значит растет и потребность в офисных помещениях для новых организаций. К тому же нередко фирмы, существующие уже не первый год, подыскивают себе новый офис в связи с увеличением благосостояния и штата, ведь в большинстве случаев удобное с точки зрения клиента расположение офиса приносит дополнительную прибыль.
На то что востребованность нежилых помещений растет, указывает и появление большого количества зданий принципиально нового типа. В данном случае имеются в виду строения, специально предназначенные для размещения нескольких офисов различных организаций. Представительства крупных компаний нередко занимают целые административные корпуса, размещающиеся на ещё более внушительной по размерам территории, однако сейчас развивается главным образом мелкий и средний бизнес, поэтому зачастую общая численность офисных работников организации не превышает двух десятков человек, а значит им вполне достаточно одного этажа или крыла здания или нескольких офисов. Именно для них и сооружаются подобные офисные комплексы.
Примечательно, что в подобных случаях, в отличие от административных корпусов, здания не строятся по заказу конкретной организации, а на перспективу. Предполагается, что новое офисное здание, построенное в центре города или густонаселенном микрорайоне, с хорошими подъездными путями и парковкой просто не может пустовать. Поэтому, столкнувшись с тем, что довольно долгое время многие помещения пустуют, а с трудом найденные претенденты на другие требуют снижения завышенной, по их мнению, арендной платы, арендодатель зачастую приходит в уныние. И это неудивительно – ведь вложившись в строительство или покупку здания, он рассчитывал получить прибыль, а приходится терпеть убытки.
Парадокс: количество организаций растет, офисные помещения требуются, при этом целые комплексы стоят полупустые. Может быть допущена ошибка в расчетах и в таком количестве офисы в Воронеже просто не требуются или место расположения строения выбрано неудачно? Но увеличивающаяся не по дням о по часам цифра в реестре юридических лиц и значительное число арендаторов, разместившихся в офисном здании по соседству говорят об обратном! К тому же особого недостатка в потенциальных арендаторах нет: они приходят, осматривают помещение, выясняют стоимость аренды и уходят. В данном случае напрашивается лишь один вывод – предлагаемое помещение просто не соответствует предъявляемым к нему требованиям.
За последние годы жители Воронежа стали гораздо более бдительны и придирчивы в вопросах качества товаров или услуг. Этому способствует и весьма высокая конкуренция и повышение сознательности граждан, которые уже не хотят платить за некачественный продукт или услугу. Так происходит и в случае с офисом: потенциальный арендатор видит наспех заштукатуренные стены, неровные потолки или отсутствие самых необходимых санитарных условий и, естественно, интерес его к данному предложению резко падает. Офис, не оборудованный кондиционером и доступом в Интернет в наши дни практически никому не интересен.
Исправить эту ситуацию можно лишь одним способом: привести помещение в порядок, тем самым повысив его ликвидность, то есть востребованность по установленной стоимости. Только после этого можно рассчитывать на получение отдачи от всех сдаваемых в аренду площадей. Проще говоря, офисное помещение, сдаваемое в аренду, должно быть полностью готово к размещению в нем сотрудников, обеспечивать им все условия для выполнения своих обязанностей и при этом выглядеть презентабельно. Ведь офис – это лицо организации, в нем будут проходить переговоры с клиентами, совещания с партнерами, поэтому от того, как он будет выглядеть, во многом зависит репутация компании и успешность её деятельности и наверняка её руководитель или его представитель, отвечающий за выбор помещения, не будет ими рисковать.
Для того чтобы понять это, арендодателю необходимо поставить себя на место арендатора, понять чего он ожидает от предлагаемого ему помещения, представить себе ощущения человека, которому предлагают самостоятельно сделать ремонт не в его собственном помещении, а в съемной квартире, ещё перед тем как туда въехать, затем самостоятельно решать проблему оборудования её климатотехникой, договариваться с провайдерами и телефонными операторами и другие подобные вопросы. Естественно, желание платить за аренду такого офиса практически ту же сумму, что и за прекрасно оборудование помещение по соседству никто не захочет.
Между тем, комплексный ремонт офисного помещение, оборудование его необходимыми средствами климат-контроля и коммуникациями – это задача его владельца. Ведь именно в его интересах сделать так, чтобы помещение не пустовало, а стоимость аренды окупала вложения. Можно конечно понадеяться на то, что рано или поздно и на необорудованное помещение найдется свой арендатор. Но сколько месяцев, а то и лет на это уйдет на это – сказать сложно. Несложные расчеты покажут, что гораздо выгоднее сделать ремонт и должным образом оснастить офис и получать прибыль постоянно, чем не делать этого и ждать. Помимо того, что на подготовленное к работе помещение арендатор найдется быстрее, оно может быть сдано и по более высокой стоимости, нежели раньше, при этом вложиться в оборудование офиса владелец вынужден будет лишь раз.